Вебпортал працює в тестовому режимі. Зауваження та пропозиції надсилайте на web_admin@tax.gov.ua
diya Єдиний державний
вебпортал електронних послуг
Ключові слова

Становление и модернизация Государственной налоговой службы Украины

Деятельность Государственной налоговой службы Украины начинается с июля 1990 года, именно тогда произошло создание налоговой службы Украины как подразделения Министерства финансов Украины, которое должено отвечать за администрирование поступлений в Государственный бюджет.

Формирование структуры налоговой службы Украины создано постановлением Совета Министров Украинской ССР от 12 апреля 1990 года № 74 "О создании государственной налоговой службы в Украинской ССР". Именно этим документом регламентировано создание 1 июля 1990 государственной налоговой службы в системе Министерства финансов СССР.

Обеспечить эту работу обязаны были Министерство финансов УССР и исполнительные комитеты областных, Киевских и Севастопольских городских советов народных депутатов. Государственная налоговая служба состояла из Государственной налоговой инспекции Министерства финансов СССР и государственных налоговых инспекций в областях, городах и районах. Налоговые инспекции подчинялись инспекциям высшего уровня.

Сложившаяся еще в начале 90-х годов, сразу после провозглашения в 1991 году независимого государства, налоговая система Украины постоянно менялась в направлении поиска оптимальной структуры, которая бы соответствовала переходному состоянию экономики и сыграло свою положительную роль на этапе становления независимости государства.

Так, Закон Украинской ССР "О системе налогообложения" был принят еще 25 июня 1991 года, до провозглашения Акта о независимости Украины, и несколько месяцев спустя при налогообложении использовались нормативные акты бывшего СССР.

Упомянутый закон был достаточно несовершенным как по структуре, так и по содержанию, но им фактически была провозглашена новая система налогообложения и основные принципы налогового регулирования. В связи с этим в декабре 1991 и в 1992 году появляются новые виды налогов: налог на доходы предприятий, на добавленную стоимость, акцизный сбор.

Слишком сложным оказался период 1992-1993 года, во время которого велись дискуссии относительно перспектив дальнейшего развития налоговой системы. Дискуссии велись вокруг наиболее эффективного налогового механизма наполнения государственного бюджета. В этот период сформировалось несколько основных концепций:

· В основу позиции Верховной Рады было положено налогообложение объемов реализации за отчетный период и дифференциация ставок в зависимости от сферы и вида деятельности;

· Применение единой ставки 30-35% и льгот при инвестировании, налогообложения физических лиц из годового совокупного дохода предлагали Главная государственная налоговая инспекция, Министерство финансов и Министерство экономики;

· Позиция Украинского союза промышленников и предпринимателей отвечала предыдущей, но предусматривала приоритетность товаропроизводителей.

Уже с 1992 года начинают внедряться изменения в системе налогообложения. Так, основным среди прямых налогов становится налог на прибыль предприятий (Декрет КМУ от 26.12.1992 № 12-92). К сожалению, попытка оказалась неудачной - в то время наблюдался дефицит бюджета.

Поэтому уже со второго квартала 1993 года было восстановлено налогообложение прибыли предприятий, т.е. выбрано усиление налогового давления основным рычагом политики преодоления дефицита бюджета. Однако были и положительные стороны - в 1993-1994 годах было введено налоговый кредит, таким образом предприятия получили право на срочную отсрочку уплаты налога.

В начале 1994 года в Украине начали формироваться налоговые механизмы, в частности появились налог на промысел, местные налоги и сборы, начала внедряться контролирующая функция физических лиц путем создания государственного реестра физических лиц (Закон Украины от 22.12.1994 № 320/94-ВР « О Государственном реестре физических лиц-плательщиков налогов и других обязательных платежей »).

В течение 1995 года происходило налаживание работы налогового механизма: совершенствовалась работа, которая была направлена на обеспечение устойчивого поступления средств в бюджеты всех уровней. Кроме того, с целью обеспечения прозрачности деятельности органов налоговой службы и повышение налоговой культуры населения создано редакцию журнала "Вестник налоговой службы Украины".

Таким образом, период 1991 - 1995 годов можно назвать периодом первых шагов на пути становления и развития государственной налоговой службы.

В 1996-1997 году начался новый этап развития государственной налоговой службы в Украине. В настоящее время созданы и начато функционирование Государственной налоговой администрации Украины (Указ Президента Украины от 22 августа 1996 года № 760/96 "О создании Государственной налоговой администрации Украины и местных государственных налоговых администраций", постановление Кабинета Министров Украины от 15 ноября 1996 года № 1385 " Об обеспечении деятельности Государственной налоговой администрации Украины ").

С этого года также начато попытки ослабления налогового давления, о чем свидетельствуют Указ Президента Украины от 31.07.1996 № 621/96 "О мерах по реформированию налоговой политики" и постановление Верховной Рады Украины от 04.12.1996 № 561/96-ВР "Об Основных положения налоговой политики в Украине ", согласно которым предполагалось значительное реформирование правовых норм налогообложения. В частности предусматривалось введение законов прямого действия и создание условий для принятия Налогового кодекса Украины, который должен стать основным нормативным актом в процессе регулирования налогообложения.

Начиная с 1997 года налоговая служба занимается поиском наиболее эффективных рычагов, которые должны поспособствовать процессу совершенствования работы органов государственной налоговой службы. Именно в это время возникает необходимость в проведении коренной модернизации органов государственной налоговой службы - начинают разрабатываться Концепция и Стратегия направления развития Государственной налоговой службы Украины.

Так, к годовщине создания налоговой службы в июле 1998 года уже было сформировано Административный совет и рабочая группа по разработке и внедрению проекта модернизации налоговой службы.

1999 можно считать началом коренных изменений налоговых органов. Так, в июне этого года начался эксперимент по созданию и разработке новых подходов к вопросу принудительного взыскания налоговой задолженности. Именно тогда и были определены главные стратегические направления развития государственной налоговой службы Украины.

С целью осуществления координации работ по разработке и внедрению проекта модернизации государственной налоговой службы в октябре 1999 года в Государственной налоговой администрации Украины было создано Управление развития и модернизации ГНС.

Следующим шагом на пути модернизации стало создание Департамента развития и модернизации государственной налоговой службы Украины как самостоятельного функционального подразделения Государственной налоговой администрации Украины с правами юридического лица. По предложению ГНА Украины было принято постановление Кабинета Министров Украины от 19 сентября 2000 года № 1454 "Об образовании Департамента развития и модернизации государственной налоговой службы".

С целью привлечения широкого круга специалистов государственной налоговой службой к процессу модернизации ГНС Украины, надлежащей координации работы сотрудников всех уровней организационной структуры ГНС было создано Внутреннюю консультативную группу по внедрению Программы модернизации на центральном, областном и районном уровнях приказом ГНА Украины от 18 июня 2001 года № 376 «О координации работы структурных подразделений ГНА Украины при внедрении проекта Программы модернизации ГНС».

В состав указанной группы входили представители органов ГНС Украины всех уровней. Общее количество членов указанной группы насчитывала 3238 членов.

19 октября 2001 Председателем ГНА Украины был утвержден Стратегический план развития государственной налоговой службы Украины до 2013 года, в котором определены основные направления модернизации:

- Организационная структура;

- Основная операционная деятельность;

- Исполнительное управление;

- Управление человеческими ресурсами;

- Информационно-аналитическая система;

- Взаимодействие с другими государственными учреждениями;

- Взаимоотношения с обществом.

В этом же году с целью обеспечения реализации государственной политики в сфере производства и обращения спирта, алкогольных напитков и табачных изделий и повышения эффективности контроля в этой сфере в составе Государственной налоговой администрации Украины образован Департамент по вопросам администрирования акцизного сбора и контроля за производством и обращением подакцизных товаров как самостоятельное функциональное подразделение с правами юридического лица. В составе государственных налоговых администраций в Автономной Республике Крым, областях, гг. Киеве и Севастополе созданы региональные управления этого Департамента и их территориальные подразделения.

Также в 2001 году во исполнение Указа Президента от 19 июля 2001 года № 532/2001 с целью совершенствования работы по борьбе с отмыванием доходов, полученных преступным путем, создания комплексной системы государственного контроля за сомнительными операциями, которые осуществляются субъектами предпринимательской деятельности, в составе Государственной налоговой администрации Украины образован Департамент борьбы с отмыванием доходов, полученных преступным путем.

В 2002 году продолжается процесс совершенствования работы налоговых органов. Так, с целью создания беспристрастной деятельности Государственной налоговой службы Украины, ориентированной на формирование партнерских взаимоотношений с налогоплательщиками и на поддержку общественности в мае 2002 года создана Общественная коллегия при ГНА Украины в качестве постоянного совещательного органа ГНА Украины, в состав которого вошли представители неправительственных, общественных организаций и объединений, деловых кругов, представители средств массовой информации. Деятельность Общественной коллегии предназначена для обеспечения открытости и прозрачности действий ГНА Украины. Главной задачей Общественной коллегии является содействие реформированию государственной налоговой службы Украины в соответствии с мировыми требованиями и стандартами.

Организационная структура органов ГНС является одним из основных средств создания эффективных технологий администрирования налогов. Ее реализация должна обеспечивать выполнение ГНС Украины поставленных задач и достижение определенных целей. Концепция совершенствования организационной структуры ГНС - это совокупность основных принципов и целей управления имеющейся материально-технической, научной базой и персоналом органов Государственной налоговой службы Украины, конкретизированных соответствий со Стратегическим планом развития государственной налоговой службы Украины в на период до 2013 года.

 В 2003 году была утверждена Концепция совершенствования организационной структуры государственной налоговой службы Украины (приказ ГНА Украины от 15.09.2003 № 431), основной задачей которой является анализ и определение актуальных проблем в области совершенствования организационной структуры органов ГНС Украины, а также определение основных правовых, организационных, финансовых, других принципов, их решение в соответствии с Конституцией и законодательством Украины.

В этом же году был начат проект "Модернизация государственной налоговой службы Украины-1" - широкомасштабный общегосударственный институциональный проект, актуальность и значимость которого доказывает соответствие направлений модернизации налоговой службы главной задачей Правительства Украины, среди которых - выведение экономики из тени, победа над коррупцией, обеспечения независимой судебной системы, наведения макроэкономического порядка, создание благодатного климата для инвестиций, внедрения новых информационных технологий и интеграция в мировые экономические структуры.

Для четкого взаимодействия, обмена информацией между, министерствами и ведомствами, органами государственной власти результатов деятельности ГНА Украины в реализации Проекта модернизации в 2004 был создан согласно постановлению Кабинета Министров Украины от 13.05.2004 № 631 Межведомственную рабочую группу по вопросам координации и контроля за реализацией Проекта модернизации.

Основной целью этой группы как координационно-совещательного органа Кабинета Министров Украины является координация и контроль за реализацией Проекта модернизации, целевым и эффективным использованием средств займа.

В этом же году для осуществления независимой оценки прогресса внедрения проекта модернизации налоговой службы международными экспертами по вопросам налогообложения был создан наблюдательный совет (постановление Кабинета Министров Украины от 26.05.2004 г. № 697 «О создании наблюдательного совета по вопросам реализации проекта« Модернизация государственной налоговой службы Украина -1 »). В ее составе - эксперты - члены наблюдательного совета: Джеймс Оуэнс - гражданин Соединенных Штатов Америки, Юп ван Люнтереном - гражданин Королевства Нидерланды, Матс Генриксон - гражданин Королевства Швеция и гражданин Украины Виталий Ильин.

2005 - 2006 годы - период укрепления позитивного имиджа государственной налоговой службы Украины.

Так, в 2005 году была сформирована законодательная база по улучшению взаимоотношений с налогоплательщиками. В частности был принят ряд законов:

Закон Украины от 12 января 2005 года № 2322-IV «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно усиления правовой защиты граждан и внедрения механизмов реализации конституционных прав граждан на предпринимательскую деятельность, личную неприкосновенность, безопасность, уважение к достоинству личности, правовую помощь, защита) ";

Постановление Кабинета Министров Украины от 12 марта 2005 года № 179 "Об упорядочении структуры аппарата центральных органов исполнительной власти, их территориальных подразделений и местных государственных администраций".

Кроме этого, организация эффективной работы с налогоплательщиками в 2006 году становится приоритетным направлением модернизации Государственной налоговой службы Украины. В частности улучшение профессионального уровня сотрудников ДПС, поддержка функционирования автоматизированных информационных систем, совершенствование налоговой отчетности, усовершенствование системы администрирования налогов, сотрудничество с налоговыми органами иностранных государств и международными налоговыми организациями являются основными задачами направления в настоящее время.

Так, в рамках етизации налоговой службы разработан и принят ряд нормативно-правовых документов:

Кодекс профессиональной этики работника Государственной налоговой службы Украины;

Концепция управления персоналом Государственной налоговой службы Украины на 2006-2010 годы;

Кодекс чести работника Государственной налоговой службы Украины;

Концепция совершенствования организационной структуры органов государственной налоговой службы.

В рамках совершенствования профессионального уровня работников ГНС Национальную академию государственной налоговой службы Украины был преобразован в Национальный университет государственной налоговой службы Украины от 01 марта 2006 года "Об образовании Университета государственной налоговой службы Украины, а Указом Президента Украины от 03 апреля 2006 года № 279/2006 ему был присвоен статус национального.

В 2007 году в рамках проекта модернизации налоговой службы созданы Информационно-справочный центр, направленный на высококвалифицированную и оперативную обработку обращений налогоплательщиков (постановление Кабинета Министров Украины от 15 августа 2007 г. «Об образовании Информационно-справочного департамента государственной налоговой службы»). Так, опытную эксплуатацию центра было начато в октябре 2007 года, а с марта 2008 года Информационно-справочный департамент работает в режиме промышленной эксплуатации.

С начала 2007 года активизируется работа налоговиков и в сфере международного обмена опытом. Так, в течение 2007 года работники органов ГНС Украины принимали участие в 12 учебных курсах ОЭСР по вопросам налогообложения, в форумах и обучающих семинарах, организованных Внутренне-европейской организацией налоговых организаций.

В 2007 году Государственная налоговая администрация Украины принимает участие в разработке отдельных разделов проекта нового Договора между Украиной и ЕС в рамках Рабочей группы. В этом же году начинается активная работа над проектом Налогового кодекса, содержание которого будет соответствовать общеевропейским налоговым нормам.

С началом 2008 года ГНА Украины перешла на новый этап взаимоотношений с налогоплательщиками, основной целью которого стало создание партнерских отношений между налогоплательщиками и налоговиками.

Так, 19 февраля 2008 года был подписан Меморандум о создании благоприятного налогового климата между Украинским союзом промышленников и предпринимателей (УСПП) и ГНА Украины.

Введение представление вместе с декларацией по НДС расшифровок налогового кредита и налоговых обязательств в разрезе контрагентов (приказ ГНА Украины от 17.03.2008 года № 159 "О внесении изменений в налоговую отчетность по налогу на добавленную стоимость")-стало основой для последующего перехода на бесконтактный, автоматизированный режим возмещения НДС.

Подача отчетности в электронном виде - это приоритетное направление в развитии партнерских отношений между органами ГНС и налогоплательщиками, поэтому ГНА Украины уделяет большое внимание вопросу представления налоговой отчетности в электронном виде в соответствии с действующим законодательством.